Ход урока
1.Представление команд
Учитель представляет жюри и даёт слово командам для приветствия. Учащиеся называют команды и рассказывают о своих эмблемах.
2.Разминка
Вопросы задаются по очереди каждой команде
Где родился А.С.Пушкин? (в Москве)
Когда он родился? (6 июня 1799года)
Каким был Пушкин в раннем детстве? (увалень, толстенький)
Как ласково называла его няня? (мой свет, красно солнышко, милый ангел)
Фамилия Арины Родионовны? (Яковлева)
Имя прадеда Пушкина? (Абрам Ганнибал)
С каким царём встретился в детстве Пушкин? (Павел1)
В каком учебном заведении он учился? (Царскосельский лицей)
Какие рассказы любил и боялся слушать Пушкин? (страшные, о мертвецах)
О чём говорила няня, укладывая Пушкина спать? (Спи глазок, спи другой, о хорошем думай…)
За три минуты вы должны вспомнить и записать названия сказок, которые сочинил А.С.Пушкин. ( «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде»)
(Списки сдают жюри для оценивания)
Объявляют баллы.
3.Конкурс «Домашнее задание»
Инсценировка сказок.
Объявляют баллы.
4.Узнайте сказку по рисунку.
Учащимся на экране ( или вывешивая на доску) демонстрируют рисунки:
Кораблик Сказка о царе Салтане…
Зеркало Сказка о мёртвой царевне…
Яблоко Сказка о мёртвой царевне…
Зайчонок Сказка о попе…
Лебедь Сказка о царе Салтане…
Корыто Сказка о рыбаке…
Объявляют баллы.
5.Знатоки сказок
- А сейчас мы проверим, как вы знаете содержание сказок, насколько вы были внимательны при чтении.
- Узнайте сказку по следующим словам: путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. (Сказка о мёртвой царевне…)
Вопросы:
Как звали сенную девушку? (Чернавка)
Назовите имя жениха молодой царевны? (Елисей)
У кого жила царевна в лесу? (у семи богатырей)
Как звали собаку семи богатырей? (Соколко)
К кому обращался царевич Елисей с просьбой о помощи? (к солнцу, месяцу, ветру)
Где братья похоронили молодую царевну? (понесли в пустую гору)
- Узнайте сказку по следующим словам: откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. (Сказка о рыбаке…)
Вопросы:
Сколько лет жили вместе старик со старухой? (30 лет и 3 года)
Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3)
Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-ый – тину, 2-ой – морскую траву)
Что просила старуха? (корыто, избу)
Кем она хотела стать и стала? (столбовой дворянкой, вольною царицей)
Какое желание рыбка так и не выполнила? ( стать владычецей морскою)
- Узнайте сказку по следующим словам: базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, верёвка, наказание. ( Сказка о попе…)
Вопросы:
За что согласился Балда служить попу славно, усердно и очень исправно? (в год за три щелчка по лбу)
С кого поп велел собрать оброк за три года? ( с чертей)
Какой предмет помог Балде собрать с чертей оброк? (верёвка)
Кто бегал наперегонки с бесёнком вместо Балды? (заяц)
Как ещё состязались Балда и бес?
Что происходило с попом после каждого щелчка?
- Узнайте сказку по следующим словам: рать, воеводы, царь, мудрец, шатёр, звездочёт, Шамаханская царица, петушок. (Сказка о золотом петушке)
Вопросы:
Кто подарил золотого петушка царю Додону? (звездочёт)
Где сидел петушок, охраняя границы государства? (на спице)
Как петушок предупреждал об опасности? (поворачивался на спице в сторону опасности и кричал: «Кири-ку-ку. Царствуй лёжа на боку!»)
Что просил в награду об услуге мудрец-звездочёт? (исполнить его первую волю как свою)
Сколько дней пировал царь Додон в шатре у Шамаханской царицы? (неделю)
Чем ответил царь Додон на просьбу мудреца подарить ему Шамаханскую царицу? (хватил жезлом по лбу, и тот испустил дух)
- Узнайте сказку по следующим словам: царь, бочка, корабль, верность, лебедь, гонец, зависть. (Сказка о царе Салтане…)
Вопросы:
Какую песню пела белка «при честном при всём народе»? ( во саду ли, в огороде)
Что за стража обходила дозором славный город? (33 богатыря)
Кто возглавил чудесное войско? ( дядька Черномор)
В кого превращался князь Гвидон? (комар, муха, шмель)
Кем был злой коршун, который хотел погубить царевну Лебедь? (чародеем)
Кто подменил грамоты гонцу? (ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой)
Подведение итогов.
6.Награждение.
Вот и всё. Последней сказки
Закрываем мы страницу!
В путешествии волшебном
Очень быстро время мчится!
Были вы, друзья, отважны,
Не боялись злых героев.
В жизни, верьте, очень важно,
За друзей стоять горою!
Ну, а если захотите
В Лукоморье возвратиться,
То чудесные мгновенья
Могут снова повториться.
В этом нам поможет книга!
Стоит в руки её взять,
И любимые герои
С вами встретятся опять!
До новых встреч!